8 800 250 82 98* 8 980 241 01 30 8 980 245 70 90 *Звонок бесплатный по всей России
8 473 271 04 69 burosudeks@mail.ru
 

Транспортно-трасологическая идентификация.

ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ.

 

Иванов Олег Владимирович Эксперт

Транспортно-трасологическая идентификация – раздел трасологической экспертизы, предметом исследования которого являются следы транспортных средств.

Под следами транспортных средств понимают:
1. Следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортного средства, например шин, гусениц, упора-подставки мотоцикла, бампера автомобиля, части кузова и т. д.

2. Части, составляющие с транспортным средством одно целое и отделившиеся от него при происшествии, например обломок ручки от дверцы или от бруса (доски) кузова, осколки фары и др.

3. Вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств: смазочные масла, тормозная жидкость, незамерзающая жидкость в радиаторе.

Обобщив вышесказанное можно дать следующее определение следам транспортных средств.

Следы транспортных средств — это материально фиксированные отображения внешнего строения отдельных частей транспорта, отделившиеся части деталей транспорта и вещества, используемые при эксплуатации транспорта.

Следы, связанные с дорожно-транспортным происшествием, можно условно разбить на виды по механизму образования: на статические и динамические. По событиям, обусловившим их возникновение:

1. Следы столкновения — образуются от встречного, бокового или одностороннего движений сталкивающихся средств транспорта и при ударе движущегося транспорта с неподвижным транспортом или предметом. При этом на сталкивающихся объектах появляются следы вдавливания, скольжения, разлома, наслоения, отслоения, соскабливания. Данные следы — это следы «парные», которые возникают одновременно на столкнувшихся транспортных средствах. Они соответствуют друг другу по форме, размерам, расположению относительно дороги и друг друга. Образуются они выступающими частями транспорта.

2. Описанные следы отличаются от следов переезда. Последние образуются в результате качения колес по лежащему предмету. Они проявляются в виде погнутостей, поломок или продавливания поверхности деталей транспорта. На нижних поверхностях транспорта, совершившего переезд, могут оставаться царапины, следы скольжения или части от объектов, по которым проехал транспорт. 
3. Следы наезда — как бы объединяют следы столкновения и неполный переезд. Если это транспортное средство и человек, то они остаются на транспорте, совершившем наезд от удара о тело потерпевшего в виде вмятин или следов — отпечатков рук и одежды или следов скольжения тела, одежды по поверхности транспортного средства. Обычно на транспортных средствах следы образуются на поверхности передних частей — передние крылья, капот, радиатор и т. д. На теле и одежде потерпевшего остаются следы транспортного средства — грунт с колес, краска, т. е. следы наслоения, а также образуются следы в виде разрывов, разрезов или размозжения частей тела и смятия одежды.

4. Сле­ды ка­че­ния — об­ра­зу­ют­ся при по­сту­па­тель­но-вра­ща­тель­ном дви­же­нии ко­ле­са и пред­став­ля­ют со­бой раз­верт­ку кру­га на плос­ко­сти. Ме­ха­низм их об­ра­зо­ва­ния ана­ло­ги­чен ме­ха­низ­му об­ра­зо­ва­ния ста­ти­че­ских сле­дов, по­сколь­ку в ка­ж­дый кон­крет­ный мо­мент ото­бра­же­ние от­дель­ных осо­бен­но­стей ко­ле­са воз­ни­ка­ет при ста­ти­че­ском кон­так­те: в мо­мент крат­ко­вре­мен­но­го по­коя объ­ек­тов. Од­на­ко ко­ле­со при про­ка­ты­ва­нии все­гда не­сколь­ко про­скаль­зы­ва­ет (осо­бен­но ве­ду­щие) по сле­до­вос­при­ни­маю­щей по­верх­но­сти, тем са­мым вно­ся в про­цесс са­мо­об­ра­зо­ва­ния эле­мен­ты ди­на­ми­ки. Это вы­ра­жа­ет­ся в том, что длина следа иногда бывает несколько короче участка колеса, которым след образован.

При образовании объемных следов качения происходит деформация отображения некоторых элементов рельефного рисунка, а именно поперечных углублений и выступов. Чем выше эти выступы и уже промежутки между ними, тем больше они деформируются и их отображение в следе изменяется. На отображения особенностей в следе оказывают влияние и физическое состояние, и свойства следовоспринимающего объекта — его эластичность, упругость, плотность и т. д.

 

Методика идентификации транспортных средств по следам шин.

В зависимости от вида следов или других объектов, изъятых при осмотре дорожно-транспортного происшествия или при осмотре транспортного средства, на разрешение экспертизы ставят следующие вопросы:

- К какому типу (виду, модели) относится транспортное средство, которым оставлены следы колес?

- В каком направлении двигалось транспортное средство?

- Оставлены ли следы колес или других частей колесами или частями конкретного транспортного средства?

- Составляли ли ранее одно целое осколки стекла или другие объекты с частями стекла фар, подфарников, кузова или других частей конкретного транспортного средства?

- Оставлены ли вмятины, царапины или другие следы на конкретном транспортном средстве в результате столкновения этого средства с определенным предметом (столб, дерево, перила и т. д.) на месте происшествия или другим определенным транспортным средством?

- Являются ли нитки или кусочки ткани или других предметов, обнаруженные на транспортном средстве, частями одежды потерпевшего или каких-либо предметов, находившихся на месте происшествия.

Трасологическая экспертиза следов шин автомототранспортных средств проводится с целью установления конкретного транспортного средства, оставившего след. Как и в других идентификационных экспертизах, на исследование представляют разные виды объектов. Во-первых, подвергаются изучению объекты со следами шин (например, одежда потерпевшего) или их копии в виде слепков, фотоснимков, оттисков и, во-вторых, транспортное средство или шина — в случае, когда известно, каким колесом оставлен след. Если представить на экспертизу транспортное средство или шину невозможно или нецелесообразно, то эксперт должен выполнить необходимую часть исследования на месте происшествия или изготовить экспериментальные образцы следов шин для дальнейшего лабораторного исследования.

В соответствии с общими принципами трасологической идентификационной экспертизы в данном исследовании выделяют четыре стадии:

1. предварительное исследование.
2. детальное исследование, включающее три этапа:

- раздельное исследование;

- экспертный эксперимент;

- сравнительное исследование.

3. оценка результатов исследования и формулирование выводов.

4. оформление материалов исследования.

Каждая предыдущая стадия подготавливает и способствует проведению последующей, поэтому границы между ними весьма условны.

Результаты раздельного и, главным образом, сравнительного исследований оцениваются исходя из общих положений трасологической экспертизы, с учетом не только признаков объектов, но и особенностей механизма следообразования.

В процессе идентификационного исследования эксперт, как правило, не устанавливает полного совпадения признаков. Наряду с совпадениями обнаруживают и ряд различий, из-за чего возникает вопрос о последовательности оценки признаков. Практика показывает, что целесообразнее начинать с выяснения идентификационного значения различающихся признаков. Эксперт должен установить, появились ли они в результате видоизменения или разных условий отображения одного и того же признака либо это отображения двух различных признаков. Если различия закономерны и общие признаки не совпадают либо общие признаки совпадают, но различаются частные, то следует сделать вывод об отсутствии тождества. Здесь очень важно отграничить различающиеся признаки от ложных (мнимых) различий, возникающих из-за деформации объекта, которая влечет за собой искажение признаков. С учетом этого, эксперт должен производить оценку различий, основываясь на признаках, характеризующихся определенной устойчивостью к искажениям, например таких, как взаиморасположение особенностей.

После изучения различий эксперт переходит к оценке совпадающих признаков. Они рассматриваются с точки зрения достаточности, устойчивости, индивидуальности выявленной совокупности совпадающих признаков.

Достаточность совокупности выявленных признаков определяется с учетом их идентификационной значимости (частоты встречаемости) и количества. Наибольшую значимость имеют местоположение и взаиморасположение признаков, в то время как форма и размер деталей на шине подвержены существенным изменениям, а их отображениям свойственны отклонения. 

Оценка степени устойчивости отображенных признаков является важным фактором исследования, позволяющим повысить надежность выводов. Так, признаки производственного происхождения (недопрессовки, отсутствие перемычек и др.) в процессе эксплуатации шины, как правило, уменьшают свою глубину и лишь незначительно форму и размер на поверхности. Иными словами, внешнее строение их достаточно устойчиво, по сравнению с аналогичными признаками, возникшими при эксплуатации (трещины, разрезы и др.), изменение которых происходит быстрее.

Экспертный вывод готовится на протяжении всего хода экспертизы и основывается на результатах детального исследования, а также количественно-качественной характеристике совпадающих и различающихся признаков. Если формулируется общий вывод о наличии тождества, эксперт должен объяснить причины возникновения тех или иных различий. При отрицательном выводе о тождестве следует давать всю возможную информацию об искомом объекте.

Вывод в категорической положительной форме формулируется таким образом: «След, зафиксированный в гипсовом слепке, изъятом с места происшествия (конкретно), образован протектором шины модели… установленной на левом переднем колесе автомобиля…».

При категорическом отрицательном выводе эксперт указывает: «След, зафиксированный в гипсовом слепке, изъятом с места происшествия (конкретно), образован не шиной, установленной на автомобиле… Данный след образован шиной модели… которая может быть установлена на автомобилях следующих марок…».

 

Для назначения трасологической экспертизы в экспертном учреждении необходимо обратиться с соответствующим заявлением к руководителю ЭУ, предоставив в его распоряжение объекты исследования в упакованном и опечатанном виде. Специалистами АНО «МБСЭиО» может быть проведено исследование следов для идентификационных или диагностических целей как в досудебном порядке (оформляется заключением специалиста), так и в рамках судебного производства (оформляется заключением эксперта), судебная трасологическая экспертиза проводится по определению суда (в рамках гражданского, арбитражного и т.д. производства), а также по постановлению дознавателя или следователя (в рамках предварительного или уголовного расследования). Более детально по порядку проведения трасологических экспертиз можно проконсультироваться у эксперта Иванова Олега Владимировича по телефонам, указанным на сайте http://burosudeks.ru,  или задать вопрос на электронный адрес burosudeks@mail.ru

Задайте нам вопрос