Независимая экспертиза технического состояния автомобиля.
Экспертиза технического состояния ТС является одним из видов автотехнической экспертизы.
Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства. Основными вопросами исследования технического состояния ТС являются следующие:
- установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
- установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
- установление причинно-следственных связей между неисправностью ТС и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
- установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП.
Отдельные из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой.
Актуальность данного вида исследования, помимо исследования обстоятельств ДТП, связана также с потребительскими свойствами автомобиля, в частности, при выявлении недостатков автомобиля. Достаточно часто потребитель приобретает автомобиль со скрытыми производственными недостатками (дефектами), которые проявляются в процессе эксплуатации ТС, в этом случае, владелец ТС вправе требовать от продавца проведения гарантийного ремонта ТС, замены дефектных узлов или всего автомобиля.
Понятие производственного недостатка. К производственному недостатку может быть отнесено только подтвержденное несоответствие АТС технологическим и конструктивным требованиям изготовителя. Для признания недостатка производственным должны быть выполнены следующие условия:
- Момент обнаружения недостатка должен находиться в пределах установленного изготовителем срока службы АТС;
- Эксплуатация АТС должна быть нормальной (не допускается нарушения правил, установленных эксплуатационной документацией изготовителя, в том числе несоблюдение технологий выполнения работ по ТО и ремонту, влияющих на развитие недостатка);
- Отсутствие внесенного в конструкцию АТС изменения, которое явилось причиной возникновения недостатка.
Производственный недостаток не может быть признан существенным, если он хотя и соответствует критериям существенного недостатка, но образовался в результате невыполнения или несвоевременного выполнения пользователем АТС предписаний по его нормальной эксплуатации.
Критерии признания недостатка узла или агрегата существенным следующие:
- Неустранимость недостатка из-за отсутствия разработанной изготовителем технологии ремонта.
- Несоразмерность расходов по устранению недостатка (расходы по устранению недостатка превышают 20% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования или превышает 14% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды).
- Несоразмерность времени по устранению недостатков устанавливается в 10% от срока гарантии.
- Расходы по устранению недостатка узла или агрегата включают в себя стоимость запасных частей, расходных материалов и стоимость ремонтных работ, определяемые затратами времени на их производство.
Критерии признания недостатка АТС существенным.
- Производственный недостаток кузова АТС, удовлетворяющий хотя бы одному перечисленному выше условию.
- Производственные недостатки хотя бы трех основных агрегатов (двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, задний мост в сборе, передний мост в сборе), а для переднеприводных АТС - двух основных агрегатов (двигатель, коробка передач), удовлетворяющие хотя бы одному перечисленному выше условию.
- Неоднократно выявляющийся производственный недостаток деталей и узлов АТС (суммарные расходы по устранению неоднократно выявляющихся недостатков превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды или время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии).
- Производственный недостаток, проявляющийся вновь после его устранения (суммарные расходы по устранению недостатка, проявляющегося вновь после его устранения, превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышает 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды или время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии).
- Производственный недостаток детали гарантированной прочности.
- Производственный недостаток, который не может быть устранен по технологии изготовителя.
Порядок проведения независимых экспертных исследований АТС.
- Проведение экспертных исследований заключается в установлении технических признаков недостатков АТС.
- Экспертным исследованиям подвергаются АТС, находящиеся в эксплуатации, в том числе автомобили после дорожно-транспортных происшествий и пожаров.
- Экспертные исследования необходимо проводить в организациях, располагающих производственной базой, соответствующей характеру экспертной задачи.
- Перед проведением экспертного исследования эксперт обязан проверить соответствие имеющихся документов на АТС его модели, идентификационным номерам на кузове и двигателе, цвету кузова, государственному регистрационному номеру.
- При проведении экспертного исследования эксперт должен установить соответствие действий пользователя АТС правилам нормальной эксплуатации АТС.
- При выявлении признаков внесения изменений в конструкцию АТС допускается демонтаж его составной части с последующей разборкой.
В рамках проведения экспертизы технического состояния ТС также могут решаться вопросы, связанные с проверкой качества проведенного ремонта ТС. В некоторых классификаторах экспертных специальностей исследования, связанные с выявлением дефектов ТС и качеством проведенного ремонта, выделены в самостоятельный подвид автотехнической экспертизы – «Исследование транспортных средств по выявлению дефектов, качеству сборки, ремонта и рекламациям».
Для назначения технической экспертизы в экспертном учреждении необходимо обратиться с соответствующим заявлением к руководителю ЭУ, предоставив в его распоряжение необходимые для исследования материалы (транспортное средство, заказ-наряды на проведение ремонтных работ и т.д.). Специалистами АНО «МБСЭиО» может быть проведено автотехническое исследование как в досудебном порядке (оформляется заключением специалиста), так и в рамках судебного производства (оформляется заключением эксперта), судебная автотехническая экспертиза проводится по определению суда (в рамках гражданского, арбитражного и т.д. производства), а также по постановлению дознавателя или следователя (в рамках предварительного или уголовного расследования).